Photography technical basics

Фотографирует человек, а не камера

5 min

Всем привет! Начинаю этот сайт с размышлений о том, что есть залогом хорошей фотографии. Но для начала представлю этот сайт и расскажу, что здесь планируется.

Foto-Osnova – это сайт для новичков и любителей в области фотографии. Предполагаю, что после последовательного прочтения раздела Уроков новичок сможет получать радующий глаз результат либо улучшить его. Также это, собственно, личный блог. По структуре Foto-Osnova состоит из нескольких разделов и двух обновляемых страниц:

Без понимания принципов работы фототехники осмысленно заниматься фотографией и получать желаемые результаты сложно. Этим обсуждениям посвящен раздел “Технические основы”. В разделе “Фотосъемка” будут обсуждения самой съемки — приемы, принятые техники, советы. Особое внимание будет уделяем пейзажному направлению. В этих разделах нет четкого порядка в материалах. Поэтому существует обновляемый раздел “Уроки”, где собираются ссылки в хронологическом порядке для ознакомления с нуля. В разделе “Фотогалерея” мои работы, велкам) В разделе «Блог» все остальное — фототрипы, фотопрогулки, разные размышления на фото (или не очень) тематику.

Теперь давайте поразмышляем о том, что нужно для получения хорошего кадра. Я приведу свой список факторов, отсортированный в порядке убывания важности. Если у вас есть другие соображения по этому поводу, велкам обсуждать в комменты.

  1. Фотограф
  2. Свет
  3. Объектив
  4. Обработка
  5. Камера
  6. Монитор (принтер, фотолаб)

Фотограф

На первом месте находится такое многогранное понятие как фотограф. Именно человек управляет всем процессом, и именно от него зависит 90% успеха. Под словом фотограф я подразумеваю умения и навыки выбрать нужный объект и момент съемки, умения обращаться с фототехникой, композиционно выстраивать кадр, понимание того, как должен выглядеть кадр и прочее, и прочее, и прочее… На самом деле важность фотографа трудно переоценить. Как говорят автомобилисты-раллисты: «куда смотришь, туда машина и поедет», так и здесь: «что видит фотограф, какое у него настроение, таким и будет кадр».

Говорят, что для фотографа без разницы, какой техникой снимать. В большинстве своем это правда, но отчасти – нет. Да, хороший фотограф сможет выжать из техники максимум и вероятнее всего получит желаемые снимки как с беззеркалки/зеркалки высокого класса, так и с телефона. Но есть ограничения, которые одним лишь опытом не обойти. Например, несмотря на гигантский прыжок в камерах смартфонов сложно получить желаемые кадры при съемке спорта, макро, фотоохоты и т.п.

Отличный гонщик не сможет выиграть этап Формулы 1 на “копейке”, будь он трижды семь пядей во лбу. Но, если бы соревнования проводились на “копейках”, он был бы на голову быстрее всех. Так и в фотографии – хороший фотограф отличается тем, что может выжать из техники по-максимуму. Также в его “обязанности” входит подготовка к съемке, видение кадра и координация всех процессов.

Для наглядности я покажу свои начальные кадры и несколько более поздние. Фотографии делались на один и тот же фотоаппарат и один и тот же набор объективов. Думаю, разница будет разительна)

Старые фотографии

old Donbass arena photo

lake landscape

old Odessa shot
old seascape

Более поздние фотографии

sparrow on a branch
night park alley
autumn leaf
Donbass arena nightscape

Свет

Свет – это ключевой фактор для получения хорошего кадра. Кстати, фотография раньше называлась светописью, т.е. письмом с помощью света. Потом этот термин устарел и был заменен фотографией.

Светопись — получение изображений посредством оптического аппарата на основе действия света на светочувствительные вещества.

Свет помогает создать настроение снимка. Профессиональные портретисты, особенно в студиях, используют различные вспышки, зонты, отражатели, софтбоксы – это помогает «сделать» свет, который нужен фотографу и не зависеть от освещения. Но, во-первых, эту гору оборудования нужно купить, во-вторых, ею нужно научиться пользоваться, а, в-третьих, в большинстве случаев этим оборудованием воспользоваться не удастся. В самом деле, не сможете же вы осветить все пространство при съемке пейзажа! Я к тому, что в любом случае вне зависимости от направления нужно учиться пользоваться естественным освещением.

Главное здесь — «нет света – нет снимка.»

Объектив

Объектив – это связующее звено между окружающим миром и приемником, который оцифровывает свет в набор битов, то бишь матрицей. Почему для меня объектив важнее фотоаппарата? Потому что в абсолютном большинстве современных и не очень камер стоят приемлемые по качеству сенсоры и обвязка. И достойно снять на старую камеру с хорошим объективом возможно, а вот наоборот – несравнимо сложнее.

Объектив влияет на количество пропускаемого света, он регулирует резкость изображения, ее глубину (ГРИП), создает определенное боке (размытие), преобразует изображение согласно конструкции, позволяет приблизить/отдалить объекты и т.п.

У фотографов даже бытует шутка, что в первую очередь покупаются объективы, а камера – на сдачу! И в этом есть смысл – камера устаревает и со временем ее меняют, объективы же устаревают намного медленнее. И однажды купив объектив, без причины его не меняют. Недаром до сих пор ходят старые мануальные объективы, и с них получают вполне хорошие картинки, многим нравится их характер рисунка.

Обработка

Далее следует обработка фотографии. Как по мне, процесс оцифровки изображения менее важен. Что подтверждается отличными результатами фотографий со смартфонов — без обработки это унылые исходники, но результаты чудес автоматической обработки под капотом налицо. Обработка поможет исправить огрехи фотографа, превратить изображение во что-то необычное, поменять настроение фотографии. Даже посредственное изображение после должной обработки будет выглядеть хорошо. Но для тщательной и художественной обработки нужна практика, запас времени и терпение. Для обычной коррекции хватит буквально 1-2х минут, и фотография преобразится.

Фотоаппарат

И вот очередь дошла до камеры, сердцем которой является матрица. Она принимает свет и преобразует его в цифровой вид. У нее есть свои характеристики, основными из которых являются разрешение, динамический диапазон (ДД) и уровень шума. Также к важным параметрам камеры, которые значительно влияют на конечный результат, я бы отнес систему автофокуса и экспозамера. Но об этом поговорим позже.

Монитор (принтер, фотолаб)

Долго думал, что поставить на предпоследнее место. И все-таки решил сюда отнести устройства отображения. Конечная цель фотографии – ее просмотр на экране или отпечаток. Для этого может использоваться много чего, но, как правило, мониторы и принтеры. Мониторы напрямую влияют на то, что мы можем увидеть. Неправильно подобранный или неоткалиброванный монитор может значительно искажать цвета и свести на нет всю стадию обработки. При этом на принтере вы можете увидеть совершенно другое изображение. А именно эта стадия является завершающей и ключевой.

Хоть эта стадия и является важной, все-таки поставил ее на последнее место. Мониторы/дисплеи сегодня хорошо откалиброваны из коробки. А с плохой печатью всегда можно сменить принтер/чернила/бумагу/настройки принтера или найти хороший фотолаб.

Заключение

Факторов на пути к хорошей фотографии немало, самый важный из которых – навыки и умения фотографа. И нередкое мнение о том, что топовая камера – залог шикарных снимков, так же далеко от истины, как и то, что дорогая кисть – гарантия получения шедевральных картин. Камера – всего лишь инструмент. Фотографирует человек, а не камера.