Привет всем! За лето и начало осени было несколько хороших фотовылазок, которые ждут своего череда на обработку. В будущем поделюсь) А сейчас предлагаю обсудить актуальную тему – осеннюю фотосъемку и поделиться мыслями, как делать красивые кадры. Расскажу идеи, на основе которых мозг начнет подмечать детали и раскрутит свой творческий маховик. Свои фото будут как иллюстрации таких идей.
Что такое осень для фотографа?
Это идеальное время, чтобы расчехлить камеру тем, у кого она пылится на полке. Также это отличная возможность начинающим фотографам попробовать свои силы – пожалуй, только это время настолько сильно прощает ошибки, позволяя получить эмоциональные кадры и предоставляет широкое поле для экспериментов.
Первое, что приходит на ум про осень – это красивая разнообразная листва и шикарный вечерний свет. Но также это и изменчивая погода, что позволяет передать весь спектр настроения, начиная от легкого радостного до задумчивого, драматичного и, возможно, трагичного.
На самом деле я не большой поклонник этого времени года, и раньше даже ухудшалось настроение из-за наступления осени) Предстоящая слякоть, зима, теснота в транспорте, на улицу без вороха одежды не выйти… Потом восприятие менялось, и, хотя все равно моим любимым временем остается весна, осень начала смотреться в намного более выигрышных тонах.
Осень для фотографа делится на несколько подпериодов. Во многих местах она представляет из себя набор этих состояний в разных пропорциях. Я сейчас говорю о:
- Солнечной ясной погоде, заливающей яркие краски листвы.
- Тумане, застилающем все вокруг.
- Проливном либо затяжном моросящем дожде.
- Ветре, гоняющем по небу рельефные тучи.
- Серости…
И во всех этих состояниях есть своя изюминка. Для новичков самое простое в плане съемки осеннее состояние – это солнечный период. Если только начинаете снимать, ловите именно его. За окном туман? Супер, идем ловить мистические сюжеты. Ветреная погода и хмурящееся небо? Попробуйте поснимать пейзажи с выразительным драматичным небом широкоугольным объективом. Пожалуй, проблемы возникают только с последним видом, серостью. Для него характерна невысокая яркость, пониженный контраст и … серый цвет. Такого времени бывает много, и помощником здесь может быть, например, выделяющийся цветной объект. Не скрою, в аспекте фотографии мне серость не очень нравится, и красивые результаты получаются не часто, но с этим тоже можно бороться – например, заняться проявкой отснятого)
За время своего увлечения фотографией проводил множество экспериментов, и сейчас последовательно рассмотрю моменты, которые можно пробовать применять, и которые с большой вероятностью приведут вас к ожидаемому результату, помогут более глубоко вникнуть в процесс съемки и добавят уверенности в своих силах.
Советы для фотосъемки осени
Любая погода не помеха
Осенью можно получать хорошие кадры почти в любую погоду. Она часто меняется, что открывает возможность поснимать в разных стилях и местах с широким спектром настроений.
Итак, есть период ранней осени, которое в умеренных широтах я считаю фактически продолжением лета)
Как правило, еще достаточно тепло, но листва начинает менять свой цвет на веселый желто-оранжевый. Много солнечных дней, но дождей становится больше, чем летом и чаще наскакивают облака. Что открывает возможности для драматизма. Погода становится более изменчивой, и это здорово для нас, как фотографов!
Хочу отметить, что желательно заранее определить места, которые хочется поснимать (выбрать хотя бы местность) и подумать, при какой погоде они будут смотреться хорошо. В день съемки выбрать из условного списка одно такое место и ехать туда снимать.
Следующий период — туман, дождливая погода, серость. Все это не повод отказаться от съемки. Прокрутите в голове ваш список мест и представьте, где могут получиться атмосферные снимки. Например, это может быть мокрый асфальт, спешащие спрятаться от дождя прохожие, деревья и отдельные ветви в тумане. С другом как-то выбрались поснимать ночной город в тумане:
Фотографировали с террикона, а за спиной открывался очень необычный вид на металлургический завод:
Красота, в общем!) Такие вылазки запоминаются надолго.
Поиск мест для съемки
Вопрос, который возникает у многих – а где, собственно, снимать? Выходишь на улицу – и вроде бы, ничего особенно красивого нет. Такой блокер не редкость, и отчасти это правда. Но почти везде можно найти выход.
Как говорил, желательно, чтобы у вас был список мест в голове, куда можно сходить и которые могут хорошо выглядеть при текущей погоде. Собственно, о местах и поговорим.
Осень – это изменение природы, и снимать стоит в первую очередь ее. Парки, скверы, водоемы, реки, леса, горы, поля — все это отлично подходит.
Городом не нужно пренебрегать, это отличное место для съемок. В спальных районах можно выбрать безлюдные тропинки, усыпанные листвой и искать обрамления в виде деревьев. Если больше по душе центр, там можно поснимать интересную архитектуру с отражениями и богатым теплым светом либо наоборот архитектуру в чб, набережные, парки, отражения. Отличная история в городе – вечерний свет, стелящийся по дорогам и зданиям улиц.
Обращайте внимание на характер падения света на архитектуру, на стеклянные и отражающие поверхности в зданиях офисов, торговых центрах. В серый туманный период осени выигрышно смотрятся гранитные поверхности в скверах и парках – если рядом есть освещение, может получиться атмосферный кадр.
Выбирайте место, где много лиственных деревьев. Хвойные леса либо отсутствие листвы не передадут осеннее настроение, а сочетание разных цветов лиственных деревьев, напротив, будет смотреться притягательно.
Обратите внимание на речки и водоемы, особенно места, где деревья склоняются над водой. Отражение листвы в воде — частая изюминка в кадрах. Вообще запомните, что вода – ваш союзник, и даже лужи могут подойти. Особенно если речь идет о сером периоде – можно включить в кадр, к примеру, отражения зданий в лужах.
Время. Когда идти снимать?
Для любого времени года справедливо правило фотографов о лучшем времени для съемки – золотой и голубой часы. Безусловно, стоит выходить на рассвете и на закате. И в осенний период они длятся намного дольше из-за более низкой траектории солнца, что нам только на руку. Время для закатов наступает намного раньше, поэтому не нужно специально для этого куда-то выезжать. Например, можно захватить с собой на работу камеру со штативом и, возвращаясь домой, пройтись по интересным местам.
Проще снимать и в дневное время – свет становится менее жестким, чем в другое время года, и естественное рассеянное освещение — отличный союзник. В лесостепи с пожухлой травой можно добиться пастельных тонов по типу картинных.
Днем по небу могут ходить контрастные облака, при этом луч солнца прорезается сквозь небо, акцентируя отдельные участки сцены. Попробуйте обыграть это!
Мне также нравится снимать во второй половине дня, когда есть яркое солнце и можно поиграть с контрастом. Ключевой элемент кадра подсвечивается солнцем, остальное уходит в темноту. Картинка получается объемной с эффектом присутствия, хочется буквально потрогать то, что снимаешь. Это выходит благодаря комбинации факторов: яркому приятному глазу хорошо подсвеченному объекту, «растворенному» в темноте заднему плану, отделению заднего плана размытием и контрастной сцене.
Композиционные и технические приемы
Подходим к самому интересному. Мы разобрались с тем, где и когда снимать. Теперь подумаем, как снимать. Расскажу о нескольких приемах, которые сам активно использую и про которые можно вспомнить, выстраивая композицию для своего кадра. Сами пункты, скорее всего, не запомнится, но, надеюсь, что примеры «осядут» в голове и «всплывут» при съемке)
- Изолируйте объекты, снимая телевиком на большом фокусном расстоянии (от 85-100 мм и больше) с открытой диафрагмой.
При этом нужно обращать внимание на задний план. Желательно, чтобы он был однородным. Тогда внимание не будет отвлекаться от основного объекта. Важно, чтобы мозг зрителя, который будет рассматривать фотографию, мог моментально определить, где на нем основной объект. Поэтому в боке не должно быть «каши», иначе все запутается и превратится в какофонию. - Снимайте с низкой точки.
Многие привыкли снимать с уровня своих глаз прямо перед собой, редко смещая камеру с этого положения. А зря — с других ракурсов можно получить совершенно необычные результаты, которые будут смотреться намного выигрышнее. Попробуйте почти положить камеру на уровень земли и поснимать листву. На открытой диафрагме и фокусируясь не на нижнем краю кадра. Так, чтобы передний план ушел в расфокус. В таких композициях я предпочитаю размытый передний и задний план. Так объем передается лучше. - Снимайте с высокой точки.
Особенно это актуально для горной и холмистой местности. Деревья на разной высоте или разноцветные кроны деревьев, снимаемые с высоты, смотрятся здорово. - Обращайте внимание на контрастные локализованные участки света.
Отлично, если в поле вашего внимания попал интересный объект, освещаемый солнечным лучом, а вокруг тень. Такой контраст часто выглядит хорошо, приятен глазу. Фактически это ситуация, похожая на яркие контрастные участки.
Если снимается объект на земле, не обязательно размывать передний/задний план для его выделения. Можно снять чуть сверху. - Контровое освещение.
Существует распространенное заблуждение, что солнце должно быть за спиной фотографа и падать на объект. Возможно, оно появилось в аспекте съемки портретов, когда сложно заморачиваться с отражателями, вспышками, проработкой портретируемого. И человека ставят так, чтобы он был освещен солнцем. Это не догма. Если вы тоже так считали, то от этого можно и нужно отходить. Вообще съемка природы в контровом освещении – один из моих любимых приемов, который могу смело рекомендовать. Просто попробуйте – получив один раз хороший результат, больше не сможете отказаться от этого! Важный элемент здесь – солнце. Его можно как включать в кадр, так и не включать. Я предпочитаю не включать, снимая только атмосферу, которая получается от того, как солнечные лучи ложатся на объект.
Попробуйте просто посмотреть, например, на листву в контровом свете. Перемещайтесь так, чтобы угол падения солнца на объект изменялся. Характерная черта съемки в контровом освещении – пониженный контраст и высокая яркость сцены. Кстати, в том числе таким способом создаются снимки в высоком ключе. Так вот сочетание низкого контраста и высокой яркости создают в кадре ощущение радости и расслабленности. Используйте это для передачи соответствующего настроения. Перемещайтесь перед объектом в контровом свете так, чтобы найти оптимальный контраст. Как правило, нет необходимости делать сцену абсолютно выбеленной и терять детали. Это часто происходит при съемке солнца почти «в лоб». В этом же случае высок риск словить зайцев, получить в кадре разноцветные разводы и прочие артефакты. Если у вас есть бленда, используйте ее. Кстати, при выборе оптики стоит обращать внимание, насколько хорошо объектив «держит» контровой свет и не добавляет искажений. Если же сильно сместить камеру, можно потерять настроение, сцена станет высококонтрастной, обычной. Залог тут — наблюдение и поиск оптимального баланса, в итоге обязательно получится!Кстати, кадр выше снят с низкой точки и в контровом свете. Совмещайте приемы. - Посмотрите вверх.
Осенью вверху ждет немало интересного. Сейчас я говорю о золотой осени, когда листва еще наверху, а не под ногами. Тогда смотреть вверх уже бесполезно)) И лучше обращать внимание под ноги. Даже если небо затянуто облаками, рассеянного света может быть достаточно для подчеркивания красоты яркой листвы. Яркие осенние цвета будут отлично контрастировать с серостью неба.
Не переставайте поднимать голову вверх, находясь в городе. Архитектурные элементы могут отлично смотреться. А вечером в комбинации с освещением создавать околомистические эффекты: - Животный мир в кадре.
Хорошая идея включать в кадр животных, птиц, насекомых… В том числе и людей) Хотя я сейчас описываю пейзажную съемку, для портретов эти приемы также применимы.
Еще раз подчеркну – обращайте внимание на задний план — он должен дополнять правильное восприятие главного объекта. Задний план может быть до определенной степени размыт. Нужно, чтобы размытия хватало для выделения главного объекта. Желательно, чтобы задний план имел однородную структуру. Также планируйте композицию и редактируйте фотографию так, чтобы фон был меньше по яркости, чем основной объект. Это не прописная истина, можно и нарушать, но из своего опыта могу сказать, что кадры от соблюдения этого правила выигрывают и смотрятся гармоничнее. - Снимая кадр с большими участками светлого неба и намного более темными объектами, устанавливайте экспозицию по небу или чуть светлее. При редактировании можно вытянуть тени, а небо будет изначально хорошо проработано. Альтернативный вариант – пользоваться техникой HDR, но ее использую редко и не всегда она работает хорошо (к примеру, при сильном ветре это не сработает).
- Создавайте обрамление кадра.
В первую очередь, говоря про обрамление пейзажных осенних кадров, используйте ветви, листву, стволы деревьев. - Если впереди широкая открытая местность с листвой или обширные кроны деревьев, попробуйте поснимать широкоугольным объективом, подойдя поближе к объекту либо одному из объектов. Так сформируется красивый передний план, а объекты на заднем плане зададут масштаб.
Перечислил основные техники, которыми пользуюсь сам. Очень важный момент – пробовать совмещать их. Всегда при съемке размышляйте, как будет смотреться кадр при использовании каких-либо композиционных и технических решений. И, конечно, экспериментируйте, экспериментируйте, экспериментируйте! Со временем будет намного проще понимать, что подходит конкретно для этой ситуации, и автоматом начнут возникать мысли по типу «эти здания лучше смотрелись бы, снятые с низкой точки вверх».
Что по технике?
Разумеется, понадобится камера) Набор объективов зависит от стиля съемки. Без сомнений, подойдет простейший фотоаппарат с китовым объективом, но часть технических решений использовать не получится. Если стоит вопрос, какой следующий объектив взять: широкоугольный или телеобъектив, рассмотрите в первую очередь телеобъектив. Потому что осенью много мелких объектов, которые хочется приблизить и размытия заднего плана проще добиться телевиком. Подумайте, если вам больше по душе снимать крупным планом, телеобъектив – ваш выбор. Если больше тянет к открытым пространствам либо архитектуре, тогда смотрите в сторону широкоугольных вариантов. Но, в принципе, 15-18 мм в китовом варианте APS-C камер или 24 мм у FF для начала будет достаточно. Вопрос в этом плане остро не стоит.
Долгое время не мог привыкнуть к широкоугольному объективу, однако со временем он фактически стал моим штатником. Но повторюсь, телеобъектив осенью может раскрыться в полной мере.
Что касается фиксов (объективов с фиксированным фокусным расстоянием), то считаю, что на начальном этапе они более «неудобны». Но хорошо работают для выработки навыков построения правильной композиции и «зуммирования ногами». И новичку сложно определиться с фокусным, которое подходит ему. Поэтому для начала в выборе объективов рекомендую смотреть в сторону зумов стандартного и теледиапазона.
Следующее, что понадобится – штатив. При съемке закатов, рассветов, вечерней/ночной съемке фотографировать с рук не получится – при правильной экспозиции выдержка будет слишком длинной, чтобы с рук получались не смазанные кадры. Даже с разными вариантами стабилизации (матричный IBIS, VR у объектива, IBIS + VR) лучше брать штатив. В пейзажке желательно держаться близко к базовому ISO и стремиться к максимальной детализации, избегая любой шевеленки. Поэтому штатив очень желателен.
Важно! При съемке со штатива нужно выключить на объективе функцию подавления вибраций (VR) и матричную стабилизацию (IBIS). Иначе кадры могут быть с шевеленкой даже со штатива.
В принципе, подойдет недорогой вариант, если речь не идет о съемке в очень ветреную погоду. Также при съемке со штатива на больших фокусных расстояниях с таймером спуска затвора может проявляться эффект недостатка времени для затухания колебаний. Фото получится смазанным. Выбирайте либо максимальное время задержки, либо дистанционный спуск затвора.
При съемке в контровом свете попробуйте использовать бленду. Это необязательно, лично я ей не пользуюсь, и проблемы в этом нет. Но если фотографируете практически на 180 градусов к солнцу, могут возникать неприятные зайцы и лучи. Бленда отчасти решает эту проблему. Второе – ориентироваться на объективы классом выше. Как правило, они проектируются так, что лучше держат контровой свет, снижая контраст в допустимых значениях и сохраняя детализацию. В случае с недорогими объективами достаточно не снимать напрямую солнце, немного обработать кадр, и результат получится хорошим.
Также может пригодиться поляризационный фильтр. Особенно хорошо он показывает себя при съемке воды, делая ее прозрачной. Цвета становятся более насыщенными и яркими, уменьшается дымка. Хорошо подходит для многих осенних сцен, но бывают и «сюрпризы». Поэтому экспериментировать однозначно можно и нужно, но обязательным атрибутом съемки полярик не является.
Выводы: путь к хорошему осеннему кадру
Закругляемся с обсуждением осенней фотографии. Если дочитали сюда, значит, вам действительно интересна эта тема и обязательно все получится! Еще один нюанс. По себе могу сказать — не расстраивайтесь, просматривая кадры после съемки и понимая, что многие из них явно не соответствуют ожиданиям. Это абсолютно нормально.
Еще раз перечислю по пунктам шаги для осознанного подхода к съемке:
- Составить список мест (в голове/на бумаге/в телефоне), которые хочется поснимать. Желательно побывать в них или глянуть фотографии этих мест в интернете.
- Определиться с погодой. Посмотреть прогноз, что будет в ближайшем будущем. Если она совсем не подходит, отложить съемку. Если вам кажется, что местность при такой погоде будет смотреться хорошо, идем дальше.
- Выбрать время съемки.
- Подобрать и подготовить оборудование. Проверить, что оно исправно, есть пустые карты памяти, батареи заряжены.
- Подготовить одежду. Особенно при съемках рассветов/закатов, экспериментах с ночной съемкой теплая одежда точно не станет лишней даже летом.
- Приехать на место. Если речь идет о рассветах/закатах, лучше приехать заранее (на 20-40 минут ранее намеченного времени), чтобы успеть обойти местность и пристрелять объекты и точки съемки.
- Поразмышлять, что из композиционных приемов подойдет, чтобы лучше передать атмосферу.
- Сделать тестовые кадры, просмотреть на камере и подумать, что может их улучшить.
Если понравилась местность, и видно, что «это оно», снимайте без раздумий. Только подходите с анализом. Посмотрите, как сделать так, чтобы передать видимое лучшим образом.
И главное — делайте больше фотовылазок, экспериментируйте. И все получится!