Вот и сошел снег, все подсохло, у некоторых уже давно сухо и тепло, часто появляется солнце, и … вы потянулись за кофром. Верно? Или нет?) Если нет, то пора уже расчехлять свои камеры.
Период с ноября по март включительно – традиционно «низкий» сезон для фотографов-любителей. Признаюсь честно, что в это время снимаю очень редко. Вот такой вот я солнце- и тепло-зависимый)
Моя цель сегодня – показать, насколько классная весна, показать ее прелести и зарядить на съемку. Разберем, что такого особенного нам, как фотографам, приносит весна. И как этим лучше пользоваться. Поделюсь советами, на что лучше смотреть, на чем акцентировать внимание и как вижу весну я. Разумеется, со множеством примеров) Поехали!
Преимущества весенней съемки
У каждого времени года есть свои отличительные черты. Ими можно и нужно пользоваться. Представлю свое видение о присущих весне чертах, которые важны для нас.
- Природа просыпается. И это происходит в динамике, на глазах. Динамика – это хорошо: одно и то же место может выглядеть по-разному с незначительным разбросом во времени. К животным это, конечно, тоже относится (изменение поведения, окраса, появление потомства).
- Частые перемены погоды. Это тоже относится к динамике. Весной более распространены грозы, дожди, часто сменяющиеся солнцем. А иногда и происходящие одновременно. Ловите эту редкость!
- Контраст старого и нового. Ярче всего это видно по пробивающейся сквозь сухие листья зелени. Где-то они начали распускаться, где-то – еще нет. Возникает контраст предыдущего и текущего (обновленного) состояния природы. Это можно обыгрывать.
- Чистота. В отличие от осени, когда в атмосфере летает множество взвешенных частиц и пыли, весной ничего такого нет. Вода тоже свежая и чистая.
- Солнце еще не так высоко. Отсюда имеем более мягкий и рассеянный свет. Нет еще тех жестких летних теней. Можно поиграться с мягкой светотенью.
Что и как фотографировать весной?
Нижний ракурс, тянущиеся вверх растения
Go small или смотрите себе под ноги. Все тянется вверх, и посмотреть на это с уровня земли – хорошая идея.
Вообще запомните, что «по умолчанию» стоит пробовать снимать объект, находясь на его уровне. Так смещается акцент на объект, и зритель погружается в кадр.
Иногда стоит посмотреть и снизу вверх, находясь на уровне объекта. Эффект тот же, что и в предыдущем случае, но может получиться еще выразительнее.
Если у камеры откидной экранчик, задача упрощается. Если нет, можно попробовать Live View или придется поползать. Отправляясь по весенним лесам-полям-лугам, одевайте одежду, которую не жалко. После таких съемок трава отстирывается фигово.
Цвет весны?
Однозначно, зеленый. И дальше уже все цвета радуги, когда начинается цветение. Сейчас поговорим просто о зелени. Ее можно и нужно фотографировать во всех проявлениях. Такой чистой, яркой и насыщенной зелени в году больше не повторится.
Советы по съемке зелени и деревьев:
- Снимайте в контровом свете, ловя солнце и длинные тени. При этом само солнце включать в кадр необязательно или лучше прятать его за чем-то. Например, за деревьями. Длинные тени и контровая подсветка – то, что придает картинке особый шарм и объем.
- Пользуйтесь широкоугольными линзами. Длинные тени хорошо ими передаются.
- Снимайте «сквозь» что-то. Понаблюдайте за картинкой в кино – там очень часто на переднем плане (часто вне фокуса) находятся другие люди, двери, деревья, одежда, калитки. В общем, что угодно, что позволяет «увести» зрителя внутрь, будто смотрим через что-то. Это создает контекст и погружает в сцену. На самом деле очень важный прием, который часто недооценивают.
Применительно к весне – попрактикуйтесь снимать сквозь листья/ветки, близко к ним приближаясь, фокусируясь при этом на основном, дальнем объекте. - Ищите контрасты. Не бойтесь включать в кадр солнце, если это соответствует задумке.
Ветви сверху «ведут» зрителя к основному — освещенной лужайке и листьям. Пробуйте включать такие направляющие к основным элементам кадра. Согласитесь, без ветвей кадр смотрелся бы плоско и уныло.
Вода
Чистая и прозрачная. Если это не бурный ручей, часто спокойная с гладкими отражениями. Ранней весной кажется скучной, получить преимущества от ее включения в кадр может быть сложно. Ближе к лету чаще наблюдаются яркие закаты.
Солнце садится поздно. Если рядом водоем, вполне можно успеть и после работы получить массу удовольствия и приятные кадры)
Живность
Весной все вылетает, выползает, вылезает, выскакивает, потягивается, бегает… В общем, ловите момент!
Точно не являюсь фотоохотником. Заяц – исключение. Кто не видел, обязательно посмотрите)
Первое и повсеместное, на что обратил бы внимание – коты. Тем более, весной они по-особенному активны) Попробуйте низкий ключ, контровой свет и опускайтесь до уровня животных/насекомых – увидите другой мир!
Бабочки – тоже частый поздневесенний гость. Пришлось погоняться по полю, но это того стоило. Теплый свет зашедшего за горизонт солнца здесь важен – создает контраст между «холодной» зеленью и теплым небом, ну, и добавляет уюта.
Не забывайте про собак – друзей человека. Напрямую к весне они не имеют отношения, но нежное весеннее солнце, зеленая свежая трава и хорошее прогулочное настроение – вот и пара хороших кадров вырисовывается)
Цветы
Без них никуда. Для одних они источник вдохновения, для других – аллергии. Если вы относитесь к первым, то период с апреля по июнь (у кого как, конечно) – самый смак для цветочных съемок.
Поля одуванчиков появляются везде, их и искать специально не нужно. Могут хорошо смотреться как вместе, так и по отдельности. Кстати, выходят неплохие кадры с детьми, но … остро стоит вопрос стирки.
Колоски в контровом свете – вечная классика. Весной можно добавить дополнительный смысловой контраст – яркие огненные колоски на фоне деревьев без листьев.
Другие «колоски» — сережки. Теперь уже на деревьях. Ловите ярко подсвеченные участки на темном фоне. Выше пример пейзажа в низком ключе.
Отлично смотрятся и нежные распускающиеся листья деревьев. Совсем тонкие, они хорошо просвечиваются. Солнце лучше «спрятать» за листьями или чем-то другим.
Мягкий свет можно получить прямо перед заходом. И пошире откройте диафрагму. На примере выше на заднем плане были листья, и вышло ярко выраженное, но не перегруженное боке. То, что нужно для нежного настроения. Получилась пастельная воздушная картинка.
Куда же без тюльпанов! Это фото снято в самом центре города. Но с такого ракурса можно представить, будто это где-то на лугу или в горах.
Разные ракурсы, типы освещения, расстояния до объекта, контрасты – комбинируйте эти приемы, не зацикливайтесь на чем-то одном.
Гроза, град, шквал
… и солнце. Да, такое встречается, и преимущественно весной. Если предвидится такой момент, ловите его за хвост и не отпускайте. Читать: хватайте в зубы камеру или что там у вас умеет снимать и бегом к присмотренным в округе красивым местам!
Если серьезно, то весной воздушные массы активно перемещаются, поэтому мы можем пользоваться всеми преимуществами переменчивой погоды. А для нас, как фотографов, такие изменения намного лучше устоявшейся солнечной погоды с высоким солнцем летом.
Перед дождем … или после дождя?! На самом деле, не столь важно. Главное, что рядом с дождем по времени. Стоит половить такие моменты, когда солнце «выхватывает» что-то красивое на фоне надвигающейся бури.
А это одна из моих любимых работ. Был сильный дождь, кажется, с градом. С одной стороны небо было совсем затянуто тучами, с другой периодически выглядывало солнце. С высоты расстилался необычайно красивый пейзаж!
На первый взгляд может показаться, что фотография вся в шумах. На самом деле это косой дождь, который и сделал львиную долю настроения в кадре.
В общем, запомните, что там, где весенний дождь (если он не явно затяжной) и прочая погодная неурядица, там же рядом вероятно появление солнца в том или ином виде. А нам эти моменты на руку и могут отлично помогать создавать настроение в кадре.
Еще немного советов
- Смотрите на объекты в контровом свете или освещенные сбоку.
Снимая по солнцу, сложнее добиться объема. Обратите внимание, что большинство работ, которые привел выше, именно в контровом/боковом освещении. - Выбитое небо – наш враг.
Нередки фотографии, где небо провалено в белесую пелену. И ранней весной, когда еще ничего не распустилось и все в серых тонах, эта проблема актуальна, как никогда. Думаю, сами сталкивались с таким. Серьезно, смотрится ужасно. Как побороть? Решение №1 – вообще не включать небо в кадр. Решение №2 – снимать сцены с ярко выраженным главным объектом, небо при этом не будет притягивать к себе внимание. Решение №3 – если сцена высококонтрастная и/или с главным объектом крупным планом, попробуйте ЧБ. Решение №4 – не снимать серость ранней весной) Что я и делаю. Но пример в этом брать не нужно) Придумывайте свои решения, как не испортить кадр выбитым небом. - Длинные тени.
Весной тени все еще остаются длинными. Пользуйтесь этим для придания кадру глубины и в качестве направляющих. - Ловите контрасты.
Последний и самый важный совет. Переменчивую весеннюю погоду мы рассматривали. Тут лишь отмечу, что весна – это время, когда жизнь пробивается наружу. И такого сочетания контрастов ни в какое другое время нет. Можно вспомнить конец осени, но это совсем не то – осенью все постепенно затухает, затяжные дожди, серость. Примеры весенних контрастов: дождь и солнце, серость и зелень, лед и солнце, в куртках и в футболках и т.д.
В завершение вам тюльпанов на городском бульваре. Кстати, эти еще апрельские. Весеннего настроения и хороших кадров!