Photo shooting

Яркие отвлекающие пятна в композиции

6 min

Привет! Поговорим о композиции. Первое, с чего начнем – о назойливых ярких и лишних пятнах, которые мешают восприятию фото, а зачастую просто разрушают его, не позволяя сконцентрироваться на главном.

Хаос на снимке и отсутствие главного объекта – одна из причин, напрочь убивающих фотографию.

Хорошее фото несет в себе какую-то идею, которая выражается через главный объект, будь то:

  • человек, животное, птица…, где акцент на эмоциях;
  • дерево в плотном тумане, скрывающем все вокруг и формирующим загадочную, уединенную, одинокую атмосферу;
  • дорога, уходящая вдаль;
  • отражения фонарей в воде;
  • море тюльпанов;

Неважно, что это. Главное, что объект этот должен быть, и желательно, чтобы взгляд зрителя по направляющим «шел» к нему. При этом с первого взгляда должно быть понятно, о чем фото и что здесь ключевое. Да, могут быть второстепенные объекты, но они не должны вносить хаос и перебивать «солиста», саму суть.

Поверьте, умение отбросить все лишнее – один из «секретов», благодаря которым получаются приятные результаты. Если вы всмотритесь в фото именитых фотографов, то заметите одну особенность – сразу понятно, куда смотреть на их работах, и нет ничего отвлекающего. Они гармоничны.

Still life flowers @ Jiří Duchek
Dark Days @ Martin Podt
Before the Storm @ Tobias Ryser
Peekaboo @ Harry Eggens
мороз и туман… @ Ed Gordeev
Scorched Skies @ Peter Stewart

Согласитесь – понятно же, куда смотреть. И глаз сам «скользит» по фото.

Отвлекающие моменты – какими они бывают?

Приведу примеры:

  • В боке – лишние детали, расположенные в зоне нерезкости и отвлекающие внимание. Они могут быть контрастными (например, ветви), яркими, выбивающимися из общей яркостной картины боке (например, блики), неоднородной структуры, отвлекающей внимание от сути фото, другими словами, просто мусор.
    pink tulip
    Неоднородная структура боке «оттягивает» на себя внимание, делая кадр менее привлекательным

    Многие начинающие фотографы, особенно впервые снимающие на камеры считают, что прием акцентирования внимания на основном объекте посредством размытия заднего плана (лучше «в хлам») позволяет вообще не думать о том, что находится на заднем плане. Это большая ошибка. На самом деле характер боке очень важен и формирует восприятие фотографии. Плохое же боке может «убить» фото, оно просто рассыпается.

  • Неоднородные объекты около главного. Бывает сложно выстроить композицию так, чтобы все было единообразно. Например, кустарник, обрамляющий уходящую вдаль тропинку, может быть неоднородным, со вклиниванием бурьяна.
    sun illuminated path
    Дорожка здесь главная. Один из весомых минусов этого фото – гравий возле дорожки слева, создающий ощущение тяжести в левом углу.

    Посмотрите на фото в общем, не разглядывая деталей – левый угол смотрится тяжело и неестественно. Иногда это может внести свой колорит, а иногда может и разрушить фото.

  • Люди/животные/машины и прочие элементы в кадре, которых быть не должно. Я сейчас о том, что, к примеру, при съемке природного пейзажа далеко стоящий автомобиль будет смотреться не в тему. Все должно быть гармонично. Если снимаете природу, то и должна быть только природа. За исключением особых композиционных задумок.
  • Выбитое небо. Его в принципе стоит избегать. Если оно есть на фото, особенно контрастном и фото не в высоком ключе, то будет приковывать к себе ненужное внимание.
    dense field grass
  • Слишком яркие источники света. Например, при ночной городской съемке звездочки фонарей, фар машин могут некрасиво «расплываться» по всему фото, магнитом притягивая к себе внимание и перешибая всякий смысл. Фотография выглядит неаккуратной, неряшливой.
    street lamp flares

Как избавиться? Возможные решения

Глобально можно выделить 2 возможности правок:

  • во время съемки;
  • во время постобработки

Причем в первом случае это сделать гораздо легче и правильнее. Если речь идет о мелких правках, например, кадрировании фото для избавления от ненужных деталей в углах, то особых проблем нет. Но, например, на розовых тюльпанах выше структуру боке исправить уже не удастся. То же самое относится и к «расплывающимся» фонарям также на фото выше. Это структурные композиционные моменты, которые должны учитываться во время съемки. Иначе кадр будет потерян.

На что обратить внимание во время съемки?

  1. Внимательно относимся к тому, что располагается в зоне нерезкости и формирует боке. Смотрим, чтобы оно гармонировало по цвету и яркости с основным объектом, чтобы там не было «мусора», особенно масштабного и трудно убираемого при обработке, чтобы боке было однородным, не пестрым. Как правило, это достигается изменением ракурса, кадрирования: попробуйте присесть или наоборот встать, а в некоторых случаях даже лечь. Иногда можно сильнее «размыть» фон, но желательно оставлять его читаемым.
  2. Снимая в контровом свете и включая в кадр солнце, можно получить большие засветы. Попробуйте перекадрировать так, чтобы спрятать солнце за ветку или элемент архитектуры.
  3. Выбитого неба можно избежать, сделав пару (или более) кадров с брекетингом экспозиции и в последующем склеить их (с одного кадра берем правильно проэкспонированное небо, с другого – средние тона и тени).
    Либо при съемке немного недоэкспонировать кадр, выстроив экспозицию по небу. Т.е. небо у нас получается нормальным, а средние тона и тени слишком темными. Впоследствии тени можно будет немного вытянуть в редакторе. Ключевое слово здесь – немного. Сильно увлекаться этим не стоит, даже при съемке в RAW. С jpg такое противопоказано.
    Еще подумайте – возможно, стоит выстроить композицию так, чтобы совсем не включать небо. У меня часто бывало так, что без белесого неба кадр смотрелся выигрышнее. Это делает его более однородным, зритель больше погружается в кадр.
  4. Если кадр очень хочется сделать, а включения лишних деталей (например, машины) не избежать, то постарайтесь кадрировать его так, чтобы эти детали были возле однородного фона. Так их будет проще убрать при редактировании.

Ключевая мысль здесь – перестроить композицию и поиграться с ракурсом: отойти, подойти, немного повернуться, присесть, посмотреть сверху, использовать ветки в качестве «прикрытия», использовать большее фокусное расстояние и т.д., и т.п. Это поможет избавиться от проблем или минимизировать сложности в обработке.

Что можно править при постобработке?

Да все что угодно!

  1. Кадрировать – первое, что приходит на ум, думаю, многим. Если это не повлияет на композицию и есть запас по разрешению, то почему бы и нет.
  2. Лечащая кисть, патч, штамп, spot removal tool и прочие инструменты коррекции – эти инструменты широко используются в очистке снимка.
    По наведению фото до обработки лишних деталей. Взгляд не цепляется за отвлекающий белый тюльпан в размытии слева

    При правильном применении они способны на очень многое – от локальных коррекций мелких деталей вроде мошкары до серьезных перестановок и «дорисовки» деталей на фотографии. Например, на фото ниже дорога, хоть и не слишком яркая, все равно мешала ощущать, будто находишься на природе. Разумеется, это можно исправить!

    По наведению фото до обработки лишних деталей. Убираем ненужную дорогу из кадра

    Еще примеры того, как можно очистить фотографии, сделав их значительно более привлекательными.

    По наведению фото до обработки лишних деталей. Убираем отвлекающие детали на заднем плане

    В вечерних и ночных работах на мелкие яркие объекты нужно обращать пристальное внимание – как правило, избавившись от них, можно добиться усиления акцента на главном и в целом приятного фото.

    По наведению фото до обработки лишних деталей. Очищаем фото от мелких ярких деталей, которые не несут никакой информации и просто отвлекают от главного.
  3. Виньетирование – помогает переместить акцент на главное в кадре. Ненужные детали погружаются во мрак или наоборот осветляются (не забывайте, существует виньетка и с позитивной экспозицией, с осветлением кадра по краям). Только важно применять это аккуратно, дозированно. Иногда лучше воспользоваться легкими градиентами, и не со всех сторон. Основной критерий здесь – естественность и отсутствие ощущения, что «что-то тут не так».

    Классический пример яркого элемента в боке. Кадрирование здесь изменит задуманную композицию, применять его не нужно, а лечащая кисть – в самый раз. Виньетирование еще больше смещает акцент на цветок.

  4. Затемнение ненужных элементов / осветление ключевых – если ненужный элемент сложно удалить со снимка (например, яркая машина находится на неоднородном фоне), то можно его «приглушить», локально уведя экспозицию в минус. Основное на фото можно сделать немного ярче. Тут тоже главное делать это в ограниченных количествах и естественно.
  5. Снижение насыщенности – еще один прием, который хорошо работает на второстепенных объектах, оттягивающих на себя внимание ввиду чрезмерной насыщенности. Опять же, важно вовремя остановиться, дабы не получить неестественность с противоположным знаком (недостаточную насыщенность в сравнении с окружающими элементами).

К сожалению, яркие композиционные пятна могут располагаться так, что их очень сложно или невозможно исправить при редактировании. Важны качественные исходники, думайте об этом во время съемки.

Вместо заключения

Решил поднять тему сокрытия ненужных объектов, так как множество моих фотографий «убили» вышеописанные моменты. Поэтому хочу вдохновить вас на более тщательное выстраивание композиции и желаю не делать банальных ошибок, которых можно избежать простым перемещением корпуса.

Уверен, обратив внимание на вышеописанные нюансы, можно получить гораздо более привлекательные фотографии. И такие вещи как раз являются отличительной чертой вдумчивой фотографии.

Поздравляю с началом лета! Желаю набрать за это время массу впечатлений. Вдохновения, удачи, здорового азарта при съемке и отменных фотографий с летнего сезона! До встречи на страницах FotoOsnova.

red and yellow tulips